Просвещение и нравственность. IV Балаковские образовательные чтения
12 декабря 2025 г.
22 ноября в СОШ № 25 г. Балаково состоялись IV Региональные Балаковские образовательные чтения «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени», проходящие в рамках XXXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
Епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей открыл пленарное заседание чтений. Затем настоятель Архиерейского подворья — храма равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ г. Саратова, заведующий кафедрой церковной истории СПДС протоиерей Кирилл Краснощеков зачитал приветственное слово митрополита Саратовского и Вольского Игнатия: «Дорогие братья и сестры! Рад приветствовать всех вас в этот день — день открытия Балаковских образовательных чтений. Вы собрались, чтобы объединить усилия в поиске ответов на самые острые, самые насущные вопросы нашего времени. И главные из этих вопросов связаны с воспитанием подрастающего поколения. Само слово "воспитание" происходит от глагола "питать" — кормить, что заставляет задуматься о том, довольно ли у нас с вами того духовного хлеба, которым только и можно по-настоящему вскормить душу человеческую, помочь ей обрести себя и Бога, найти верный путь и стать достойной бессмертия.
Ведь недостаточно — более того, бесполезно — просто рассказывать юному человеку, "что такое хорошо и что такое плохо". Нужно дать ему это самое "хорошо", передать его от сердца к сердцу, как передают огонь. Поделиться счастьем следования по верному пути; раскрыть то лучшее, что содержат наша традиция, культура, литература, искусство; сделать так, чтобы наши дети, подростки ощутили себя наследниками традиции, звеном неразрывной духовной цепи, — вот в чем наша задача сегодня. Полагаю, все понимают, сколь многого требует эта задача от нас самих. Ведь чтобы зажечь — надо гореть; чтобы привить любовь — надо любить самому; чтобы привести к вере — надо самому истинно веровать.
Пусть же эти дни — дни работы Балаковских образовательных чтений — помогут каждому из вас найти поддержку, обрести единомышленников, воспользоваться опытом коллег и поделиться собственным опытом. Человеку неравнодушному, человеку, который хочет сохранять, созидать, творить, нельзя чувствовать себя одиноким: необходимо ощущать себя членом сообщества единомышленников и единоверцев. Этому и служат наши Образовательные чтения как на региональном, так и на международном этапах. И да поможет нам с вами Господь, да помолятся о нас русские святые!
Желаю вам здесь, на чтениях, живого, плодотворного диалога и ярких открытий, а в дальнейшей вашей жизни — твердого стояния в Истине, терпения и упования на помощь Божию».
Затем и. о. заместителя главы администрации Балаковского муниципального района по социальным вопросам Ирина Александровна Бондарева обратилась к участникам чтений с приветственным словом.
Далее со словами приветствия от имени АО «Апатит» к собравшимся обратилась главный специалист отдела по социальной политике Балаковского филиала АО «Апатит» Аида Александровна Милюкова. «В условиях современных вызовов особенно актуальным становится вопрос формирования целостности личности. Здесь рождаются идеи, которые помогают строить наше общее будущее и укреплять традиционные российские ценности», — в частности, отметила она.
Пленарное заседание продолжилось тематическими докладами. Епископ Варфоломей выступил с докладом на тему «Просвещение как процесс нравственного становления личности». Он сказал:
«Полагаю, что ключевым словом в предложенной теме является "просвещение". К сожалению, современным обществом слишком односторонне и узко понимается данное явление. Основной причиной подобной ситуации служит огромное влияние на формирование образовательной и культурной среды материалистических взглядов и ценностей, укоренившихся в советский и постсоветский период нашей истории. Просвещение в этом ключе воспринимается только как приобщение к области знаний, получение образования, связанного с профессиональной деятельностью.
Перед человеком ставится первостепенная задача — обустройство земного, видимого мира, поэтому ценны те знания, которые связаны, в первую очередь, с этой областью существования человека. Профессиональные навыки человека являются приоритетными в системе образования, а получение высокооплачиваемой работы — вожделенной целью почти всех без исключения людей.
Именно в такой среде формируется человеческая личность, начиная с самого раннего возраста, — занятия с репетиторами для получения образования, образование для профессии, профессия для получения материальных средств, материальные средства для... здесь уже каждый решает сам, опять же, в рамках существующей материально-гедонистической среды. Финал подобного целеполагания не очень привлекателен. Так, основатель компании Apple Стиф Джобс, один из богатейших людей мира, умерший от рака поджелудочной железы, в конце своей жизни произнес следующие слова: "Я достиг пика успеха в деловом мире, в других глазах моя жизнь является сущностью успеха. В этот момент, когда я лежу в кровати больной и вспоминаю всю свою жизнь, я понимаю, что все признание и богатство, которые у меня есть, бессмысленны и лишены высшего смысла перед лицом неминуемой смерти. Ваше истинное внутреннее счастье исходит не из материальных вещей этого мира".
Сейчас очень часто говорят о возвращении к традиционным духовно-нравственным ценностям. Это не может не радовать. В этом случае необходим пересмотр современного взгляда на задачи и цель образования, более глубокое понимание цели просвещения.
Какова роль Православия в деле возвращения к духовно-нравственным ценностям? Православие является основным хранителем традиционных ценностей. В Указе Президента Российской Федерации "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" от 9 ноября 2022 года № 809 говорится: "Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит Православию".
Процесс сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей неотделим от просвещения. Предлагаю обратиться к христианскому пониманию просвещения, его целям и задачам.
Основой в слове "просвещение" является "свет". Какой смысл вкладывает христианское богословие в это слово? Само слово "свет" очень часто встречается в Священном Писании.
Во-первых, это Божественное Откровение, отраженное в Священном Писании и Священном Предании Церкви. В тропаре празднику Рождества Христова мы слышим такие слова: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума". Область знания о Боге, Его отношении к миру и человеку, нравственные ориентиры, изложенные в Ветхом Завете и новозаветной Нагорной проповеди, для человека, существа разумного, мыслящего, являются важным ориентиром на его жизненном пути.
Важнейшими вероучительными положениями, определяющими смысл человеческой жизни, являются: учение о создании человека по Образу и Подобию Бога; учение о грехе и свободе; учение о Боговоплощении и Крестной смерти как факте проявления высочайшей жертвенной любви Бога к падшему человеку, учение о даровании благодати в день Пятидесятницы, укрепляющей естественное устремление человеческой воли к святости. И, наконец, учение о конечном воздаянии и ответственности за реализацию свободы перед Лицом Любящего и Справедливого Бога.
Необходимо заметить, что в Божественном Откровении практически нет информации об устройстве материального мира. В Своем Откровении Господь не считает важным и полезным погружать людей в сложное устройство микромира и возносить к пониманию космической неисчерпаемой вселенной. Нравственные ориентиры и исторический путь человечества с его взлетами и падениями — вот что является главным предметом содержания Библии.
Вторая важная составляющая христианского понимания просвещения — это стяжание освящающей Божественной благодати, которая является необходимой силой для достижения нравственного идеала, отраженного в евангельском учении. Согласно учению Православной Церкви, без этой благодатной помощи невозможно перерождение человека.
Целью человеческой жизни является не знание закона, а его исполнение. Святитель Григорий Палама пишет: "Уподобление Богу и единение с Ним достигается лишь любовью к достопоклоняемым заповедям и их святым исполнением". Притом исполнение не из-за страха перед наказанием и не за вожделенную награду, а естественно, свободно, сообразно желанию обновленной благодатью души.
Преподобный Серафим Саровский говорит: "В стяжании <…> Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской".
Преображение Господа на горе Фавор приоткрыло ученикам свет его Божественных энергий. В беседе с преподобным Серафимом Мотовилову был открыт преображенный внутренний мир великого старца. "Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз Ваших молнии сыпятся. Лицо Ваше сделалось светлее солнца", — восклицал Мотовилов, взирая на преподобного.
Не надо полагать, что сам свет является некой самоцелью, как это считалось в некоторых маргинальных исихастских течениях. Свет — это сопутствие чего-то более существенного, а именно — всеобъемлющего состояния любви. Благодать Святаго Духа в душе человека кардинально меняет ее состояние. Очень часто, оценивая жизнь доброго и любящего человека, мы говорим: "Это светлый человек".
Таким образом, христианское просвещение — это и знание о Боге, которое есть пища для ума, и Божественная благодать, добровольно усваиваемая человеческим сердцем, становящаяся частью его внутреннего мира.
Именно эти два фактора являются основой изменения человека. Это как два крыла, необходимых для духовного полета. Отсутствие одного из них не даст желаемого результата. Таким образом, только знакомство с христианским учением не является залогом изменения общества. Мы помним, что Закон Божий являлся неотъемлемой частью всеобщего образования в дореволюционной России, но это не помешало людям участвовать в разрушении собственных храмов. Иосиф Сталин учился в Тифлисской духовной семинарии, но стал одним из яростных гонителей Церкви. В процессе духовного просвещения необходимо учитывать одно очень важное условие — евангельское учение должно быть приятно человеческому сердцу и принято человеческой волей. Наличие подобного расположения открывает доступ Божественной благодати, изменяющей человеческую личность и человеческое общество.
Огромную роль в деле духовного просвещения можем сыграть мы — христиане. Христос говорит: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Участие в делах милосердия, деятельная любовь, неравнодушие к проблемам окружающих нас людей — все это, безусловно, приводит к нравственному изменению внутреннего состояния общества. Свет одной свечи способен зажечь другие свечи. Но есть одно условие — фитиль должен гореть, а не тлеть, испуская дым.
Россия сейчас находится в очень непростом положении. Материально-гедонистические ценности прочно обосновались в сердцах нескольких поколений наших сограждан. Просвещение по инерции рассматривается в первую очередь как приобретение профессиональных компетенций. Вспомним предостережение Дмитрия Менделеева: "Знания без воспитания — что меч в руках сумасшедшего".
С другой стороны, культура, которую приносят многочисленные мигранты, имеющая корни радикального ислама, постепенно завоевывает города и поселения Европы и нашей страны. Общество гедонизма и либеральных ценностей проигрывает по всем фронтам. Люди, привыкшие жить только для себя, не хотят создавать семьи (8 из 10 пар разводятся), рожать детей (из 100 первых для женщин беременностей в России 70 заканчиваются абортами; в день в стране делают порядка пяти тысяч подобных "операций", это 1,6–1,7 млн в год), кроме того, нетрадиционные отношения буквально поразили западное общество. Причина такой трагической ситуации одна: христианская цивилизация, отступив от Евангелия, потеряла свою соль. Христос говорит: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13).
Если мы хотим сохраниться как народ, как нация, сохранить свои территории, мы должны обязательно возвратиться к своим историческим корням, принять и полюбить наши традиционные христианские ценности. Именно этот процесс послужит основой для созидательного процесса формирования личности, залогом сплочения нашего общества и процветания нашего дорогого Отечества».
***
Затем с докладами выступили гости из Саратовской епархии. Почетный настоятель Архиерейского подворья — храма Казанской иконы Божией Матери г. Саратова, проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой богословия, старший преподаватель кафедры библеистики СПДС протоиерей Димитрий Полохов выступил с докладом «Христианская добродетель смирения в контексте современных вызовов времени». Настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона с. УстьКурдюм Саратовского района, старший преподаватель кафедры богословия СПДС протоиерей Владимир Пархоменко представил собравшимся доклад: «NBIC-конвергенции как вызов времени для христианской апологетики». С докладом на тему «Духовно-нравственное состояние российского общества в 1919 году (по материалам судебного процесса над священномучениками Германом, епископом Вольским, и иереем Михаилом Платоновым)» выступил настоятель Архиерейского подворья — храма равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ г. Саратова, председатель комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, заведующий кафедрой церковной истории СПДС протоиерей Кирилл Краснощеков.
В завершение пленарного заседания состоялась церемония награждения победителей I (регионального) этапа XXI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».
В заключительном слове епископ Варфоломей поблагодарил за участие гостей образовательных чтений, докладчиков за интересные выступления и пожелал участникам полезной и интересной работы на секциях. Отдельные слова благодарности архипастырь выразил директору школы № 25 Елене Витальевне Тепловой.
***
Всего для директоров, заместителей директоров по воспитательной работе и педагогов средних, высших учебных заведений, катехизаторов, педагогов общеобразовательных, воскресных школ, руководителей методических объединений ОРКСЭ, дошкольных работников, библиотекарей и музейных сотрудников работали шесть секций: «Нравственные ценности в формировании личности», «Формирование личности дошкольников», «Духовно-нравственная культура как основа формирования личности и средство духовно-нравственного воспитания современной молодежи», «История Церкви в судьбе малой родины», «Помощь ближнему: формирование личности и вызовы времени», «Просвещение и нравственность в свете святоотеческого учения о спасении».
Участниками форума стали педагоги, учащиеся общеобразовательных и воскресных школ из Марксовского, Балаковского, Краснопартизанского, Пугачевского, Духовницкого, Ивантеевского, Перелюбского районов, представители комитетов образования, руководство и преподаватели вузов, волонтеры.
25 ноября в Иоанно-Предтеченском храме г. Пугачёва прошло заседание секции «Укрепление взаимовыручки среди казаков в период СВО», проведенной в рамках IV Балаковских образовательных чтений, которую возглавил руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством настоятель храма иерей Владислав Тихонов.
Подготовила Наталья САХАРОВА
Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 12 (35), декабрь 2025 г.